Когда говорят о том, может ли ребенок добиться хороших результатов в фигурном катании, то, как правило, обращают внимание на его физические данные. Однако не менее значимы личностные качества ребенка, отсутствие которых может стать серьезным препятствием на пути к спортивным достижениям. Причем для большинства видов спорта в принципе важны одни и те же черты личности, которые должны присутствовать и (желательно) доминировать в характере ребенка.
Рассмотрим подробно те качества личности, которыми по мнению психологов должен обладать любой спортсмен юного возраста. Начнем с тех, которые, как правило, проявляются буквально с первых шагов на льду.

1. Желание добиться результата — стремление к успеху.
Первое и основное, что будет работать на результат — это желание. Ребенок должен хотеть кататься, овладение новыми движениями должно доставлять удовольствие, восторг. Если такое желание характерно больше для родителя, то путь юного фигуриста к высоким рубежам может быть осложнен. Как только это станет понятно, родителям и тренеру стоит продумать конкретные стимулирующие меры, чтобы зажечь желание в ребенке.
Вместе с тем, желание достичь результата у ребенка младшего возраста должно походить скорее не на желание «стереть в порошок» своих соперников, а на желание совершенствовать свое умение. Безусловно, на каком-то этапе спортивной карьеры фигуристам, равно как и другим спортсменам, придется проявить спортивный характер. Но вообще желание «задавить» соперника, внушаемое подчас родителями и тренерами, излишне нагружает психику юного спортсмена, тогда как стремление к личному совершенству расширяет сознание, формируя независимое мышление, более устойчивую психику.
2. Энергичность — задор.
Энергичность характера спортсмена достаточно легко можно прочитать по детским глазам и по тому, как ребенок ведет себя на тренировке. Нетерпение выйти на лед, блеск глаз, когда тренер дает задание, задор, с которым это задание выполняется, желание научиться еще чему-либо как можно быстрее, своего рода торопливость — все это отличает увлеченного ребенка от неувлеченного. Подобная энергичность будет сохраняться у таких детей длительное время. Даже когда фигурист узнает обо всех трудностях этого вида спорта, он все равно будет испытывать радостное возбуждение перед каждым выходом на лед. Тренеры опытным взглядом выделяют таких детей из группы. Однако критерий «задора» не всегда применим к детям, которые являются по своей психической организации интровертами, — они не выставляют эмоции напоказ. Таких детей не отличает высокая эмоциональность, и, возможно, тренерам сложнее распознать их на первом этапе обучения. Желание у них менее проявлено, но их отличительной чертой становится высокая работоспособность.
3. Работоспособность.
Работоспособность — способность выполнить работу в полном объеме без видимых признаков утомления. Это качество очень ценно для любого спортсмена, так как каждая тренировка требует затрат сил и энергии. Спортсмен шлифует одно и то же движение неделями, иногда месяцами, добиваясь идеала. Нагрузка при этом падает на одни и те же мышцы, которые испытывают утомление, усталость. Те, кто способен отработать с полной отдачей, выполняя все указания тренера (и не просто отработать, но еще и прибавить в конце), — могут надеяться на спортивный успех.

Следующая группа качеств (наряду с перечисленными) характерна для юных фигуристов более высокого уровня подготовки, соответствующего учебно-тренировочным группам.
1. Обучаемость — моторная память, интеллект.
Все, кто занимается фигурным катанием, знают, что под словами «спортивная техника» понимается правильность выполняемых движений, которые у фигуристов складываются в элементы. Спортивная техника определяется в основном физическими данными человека, то есть силой, эластичностью мышц, подвижностью суставов, выносливостью сердечно-дыхательной системы и прочее. Однако физические данные — это лишь потенциал, позволяющий спортсмену выполнить то или иное движение. А техничность самого движения зависит от способности понять и точно его воспроизвести.
В практической работе и в стиле мышления многих тренеров намечается тенденция к технологизации своей деятельности. Тренер начинает осознавать себя «инженером спортивных достижений» и львиную долю своих усилий направляет по линии «методика — результат». Все виды спорта (имеется в виду спорт высших достижений) строятся на технике и методике, все высочайшие результаты достигаются в борьбе интеллектов тренеров за оптимизацию процесса, за технологизацию элемента.
Важным компонентом личности любого спортсмена является его обучаемость движениям. Так, например, прыжок аксель в 1,5 оборота, который не является элементом «ультра Си», при разучивании юным фигуристом представляет собой набор технических сложностей. Прыжок как бы дробится на части или фазы, каждая из которых играет существенную роль. Дуга, угол между голенью и бедром толчковой ноги, движение бедра маховой ноги в момент отрыва ото льда, работа плеч и рук в группировке при вращательном движении, раскрытие и приземление на фазе выезда и т. д. Каждое из этих движений, отработанное по отдельности, затем должно соединиться в прыжок. Успешность спортсмена при разучивании этого или другого элемента зависит от его умения понимать задачу, точно повторять движение, удерживать его в памяти до тех пор, пока оно не будет наработано до автоматизма.


2. Концентрация — собранность.
Умение концентрироваться необходимо любому спортсмену во время тренировок и соревнований. В игровых видах это помогает довести матч до конца, максимально выкладываясь, и не проиграть встречу при счете в свою пользу. Здесь концентрация должна быть устойчивой продолжительное время — до 3-4 часов,то есть пока идет игра. На тренировках собранность необходима при выполнении задач, поставленных тренером.
Для спортсменов, занимающихся сложнокоординированными видами спорта, такими как спортивная гимнастика, прыжки в воду, прыжки на батуте, фигурное катание, восточные единоборства и др., концентрация является необходимой составляющей при выполнении каждого элемента. Особенность состоит в том, что спортсмен должен приводить себя в состояние готовности за минимальное время. Так, например, у фигуристов в короткой программе промежуток времени между выполнением обязательных элементов иногда составляет меньше 10 секунд. За это время фигурист должен собраться для выполнения следующего элемента.
Вообще, одной из причин неудач в фигурном катании, является неумение, невозможность быстро мобилизоваться на выполнение элемента во время исполнения программ на соревнованиях. На тренировках спортсмен сам задает себе ритм и паузы между элементами и может выполнять их успешно, тогда как на соревнованиях ритм задает программа и музыка. Часто неудачи преследуют юного спортсмена не потому, что он не умеет прыгать, а потому что не может с нужной скоростью концентрироваться, собираться.
3. Сила воли — преодоление себя.
Первое преодоление себя, как правило, случается при разучивании прыжков. Каждый раз задача, стоящая перед фигуристом, будет превышать его интуитивное чувство самосохранения. Неважно, будет ли это первый прыжок всего лишь в один оборот, который разучивает 4-летний ребенок, или 11-летний спортсмен впервые будет пытаться выполнить прыжок в 3 оборота. Как бы там ни было, но всякий раз ребенку придется переступать через подсознательное чувство страха, опираясь на свою силу воли.
Другое преодоление себя будет проявляться в каждодневной, рутинной работе на тренировке. Если юный спортсмен все чаще начинает себя жалеть, соглашаясь на некачественное выполнение задания по причине большой усталости, если на справедливое замечание тренера начинает отмахиваться, мол, «и так хорошо» или «я не смогу», — значит, воля не является сильной стороной в характере. Позиция «так сойдет» ярче начинает проявляться на этапе, когда ребенок приступает к разучиванию более сложных элементов (многооборотные прыжки, сложные вращения и др.), требующих физических и интеллектуальных затрат.


4. Психическая устойчивость — уверенность в своих силах.
С одной стороны — это устойчивое психическое обеспечение всего длительного процесса спортивного совершенствования. Стойкое отношение к неудачам, философское отношение к удачам (не подцепить «смертельный вирус звездной болезни»), рассмотрение всего процесса как длительного марафона, а отдельных эпизодов как рабочих моментов. Понимание того, что процесс длителен, поможет экономить силы, не впадать в депрессию, не принимать скоропалительных решений.
С другой стороны, психическая устойчивость — это умение показать на публике, перед судьями результат своего труда. Это качество необходимо фигуристам во время соревнований, когда каждое выступление — это фактически сольный номер, оцениваемый судьями. Настрой на соревнование, умение показать все то, чему обучен спортсмен, часто называют «старт плюс» и наоборот, внезапное невыполнение элементов, которые на тренировках делались «десять из десяти», называют «старт минус». Психическая устойчивость тесно связана с такими качествами, как концентрация и сила воли.
На раннем этапе эта характеристика может не проявляться, так как соревнование для некоторых детей не является перенапряжением сил вследствие простых задач и легкости их исполнения. С возрастом повышение сложности элементов будет диктовать трепетное отношение к соревнованиям, так как их участник понимает, что задача стала гораздо сложнее: чтобы программа была оценена хорошо, надо не только выполнить все элементы, показать мастерство владения коньком на скорости, сил должно хватить и на хореографическое наполнение программы в целом.
Можно добавить, что важно с раннего возраста воспитывать отношение к соревнованиям как к празднику, на котором каждый покажет самое лучшее, что способен. Такое отношение сможет в какой-то мере смягчить со временем жесткую ассоциацию соревнований с надрывом, с ужасом возможного поражения, огорчения тренера и родителей.

 

 

Источник: http://mosfigurist.ru/?p=187